Авторизация:



КНИЖНАЯ ЛАВКА

avatar Совёнок
Хранитель библиотеки
Добро пожаловать в книжную лавку библиотеки "ПАПИРУС".
Если вам понравилась какая-то книга из нашей базы электронных произведений, вы можете приобрести бумажный вариант тут.
Покупая книгу, вы также финансово способствуете развитию нашего проекта.

Книжная лавка библиотеки "ПАПИРУС"

Прист Чери
Костотряс
    XIX век. «Золотая лихорадка» на Клондайке началась куда раньше, чем в нашей действительности, и тысячи искателей богатства потянулись на север. Российская империя понимает, что Аляска — буквальное «золотое дно» и начинает свои разработки. Чтобы пробиться через слой вечной мерзлоты, правительство объявляет конкурс на создание совершенной бурильной машины, что подстёгивает технический прогресс (в результате чего война Севера и Юга затягивается на 20 лет). Конкурс выигрывает изобретатель из Сиэтла Левитикус Блю. Он создаёт Костотряса управляемый бурильный аппарат, который во время пробного запуска выходит из-под контроля и обрушивает половину Сиэтла. Хуже того, из образовавшихся трещин начинает просачиваться неизвестный газ, убивающий людей и превращающий их в ходячие трупы. В стране идёт война, потому власти ничего не могут поделать, кроме как огородить заражённую зону огромной стеной. Проходит двадцать лет, и в Сиэтл возвращается сын Левитикуса Блю, который хочет узнать, что же действительно произошло с его отцом и почему случилась трагедия… Как и большинство романов жанра стимпанк «Костотряс» больше напоминает конструктор, где детали совершенно разных наборов складываются в более-менее однородное полотно. Неприглядная картина экономической разрухи, в которую ввергнута Северная Америка не в меру затянувшейся гражданской войной, соседствует с почти постапокалиптическим антуражем огороженного Сиэтла, жизнь в котором ушла под землю. Над городом курсируют дирижабли, собирающие болезнетворную субстанцию, которую перегоняют в опасный наркотик, вызывающие гниение плоти. По поверхности бродят классические зомби, а в самом городе заправляет зловещий доктор Миннерихт, вполне комиксовый герой, никогда не снимающий шлема-маски. Однако «Костотряс» во многом противоречит сложившимся канонам стимпанка, перемещая фокус с викторианской Англии на истерзанную войной Америку. В результате электрический блеск и изысканность, перекочевавшая из английской прозы XIX века, уступает место Джеку Лондону и Кервуду, а в самой прозе отчётливо проступает игнорируемая большинством авторов панк-составляющая жанра. Это грязный, ржавый мир аутсайдеров, людей фактически забытых своей страной. Герои — не джентльмены, а наёмники, контрабандисты, бандиты и дезертиры. В «Костотрясе» нет привычного стимпанка оптимизма, показана экологическая и гуманитарная катастрофа, которая произошла при запуске всего лишь одной машины, при желании здесь даже можно разглядеть метафору хрупкости XIX века, века веры в прогресс, который в буквальном смысле раскололся под воздействием собственного триумфа. Но это только при желании. «Костотряс» всего лишь добротное приключенческое чтиво с героями без лишней рефлексии и захватывающими дух экшен-сценами. Книга скроена по лекалам высокобюджетного фильма с рейтингом PG-13. Здесь подрезать диалоги, там добавить пару персонажей, которых можно пустить в расход, — вот и готов сценарий летнего блокбастера. Забавно что герои предельно серьёзны, никто не шутит, антураж по преимуществу мрачный, и писательница упорно старается совместить атмосферу приключений с ужастиком… но книга поразительно бескровна для романа, где по улицам гоняются за людьми жадные до мяса живые мертвецы. Если убрать буквально пару сцен, то он идеально впишется в категорию книг для подростков. «Костотряс» очень неумело сконструирован с точки зрения ритма повествования. Сюжет идёт по принципу «побежали — поговорили», диалоги писательнице откровенно не удались. Их так и хочется сократить раза в два. Главные герои видят только антураж, о функционировании мира узнают в основном из разговоров. Поэтому повествование периодически прерывается лекциями, тормозящими действие, а изрядная болтливость почти всех персонажей искусственно увеличивает объём. В этом словесном болоте тонет образ главного злодея, о котором мы узнаём в основном с чужих слов, а не по его действиям, мотивации же многих персонажей остаются довольно условными. Частично подобное упущение объясняется тем, что «камера» автора следит только за двумя протагонистами, довольно много событий романа остаются за кадром, второстепенные персонажи появляются и исчезают, причём с ними постоянно что-то происходит, но Прист не даёт нам об этом узнать. Судя по выпуску «Клементины», повести, раскрывающей подробно один из таких сюжетов, сделано это намеренно — а значит, можно ждать ещё несколько дополнений в том же духе. В целом же «Костотряс» — попытка создать единую картину из разрозненных кусков декора. Как ни парадоксально, автору отчасти это удалось. «Костотряс» можно трансформировать в кино, комикс, игру. Увы, обладая несомненной притягательностью, роман скорее дразнит тем, каким он мог бы быть, а не привлекает тем, какой он есть.








наверх