Авторизация:



КНИЖНАЯ ЛАВКА

avatar Совёнок
Хранитель библиотеки
Добро пожаловать в книжную лавку библиотеки "ПАПИРУС".
Если вам понравилась какая-то книга из нашей базы электронных произведений, вы можете приобрести бумажный вариант тут.
Покупая книгу, вы также финансово способствуете развитию нашего проекта.

Книжная лавка библиотеки "ПАПИРУС"

Коллин Дэни
Вне корпорации
    Жизнь человечества через 300 лет на первый взгляд мало изменилась. Конечно, технологии продвинулись вперёд — но и всё, пожалуй. И правда, что может поменяться в умах и душах людей за столь краткий срок? Но когда Джастин Корд вышел из трёхвековой криозаморозки, никто в целом мире не подозревал, на что готов пойти человек из XXI века ради свободы… Какие образы всплывают в воображении читателя при слове «корпорация», особенно если действие происходит в будущем? Негативные, мягко говоря. Наверняка эксплуатируют, гады, простой народ, подчинили мир, разделив на зоны контроля, везде бедность, голод и виртуальная реальность — это ежели у нас киберпанк; или звёздные старатели, астероидные шахты и бесконечные колониальные войны на чужих планетах — если космоопера. А герой, который сталкивается с системой, — кто он? Конечно, чистый сердцем борец за права человека во всём мире. Такая схема работала на протяжении десятилетий, и после составленной в таком же ключе издательской аннотации ничего иного в голову и не приходит. Вот только Дэни и Эйтан Коллины расставили акценты так, что получилась у них не простая история о «борьбе за свободу», а серьёзное размышление о том, стоит ли свобода жертв. Коллины придумали крайне необычную систему экономических отношений, в основе своей капиталистическую, конечно, но нестандартную и логически непротиворечивую. Каждый человек с рождения «сам себе корпорация»: 5 % его акций (будущих доходов) автоматически получает государство, 20 % — родители, а остальное принадлежит ему самому. И человек сам решает, куда акции вложить, какие в обмен на них получить блага или образование. В мире будущего инкорпоратированы все — от и до. Кроме нашего современника Джастина Корда, для которого эта система выглядит настоящим рабством. Львиная доля книги посвящена противостоянию Корда и корпорации GCI. Суды, интриги, покушения, давление на героя и его близких — здесь есть всё. Но если бы роман свёлся только к очередной схватке бобра с ослом, то получился бы банальный триллер. А так у романа даже не двойное — тройное и четвертное дно! количество важных технических и социальных проблем, освещённых в тексте, зашкаливает — ближе к финалу их обилие кажется чрезмерным. Но при этом соавторы не «слили» ни одну из ключевых сюжетных линий. Другой вопрос, что книгу легко можно было растянуть на два, а то и три тома — ничуть не менее увлекательных. Мир романа, конечно, сам по себе великолепен и необычен. Фактически это утопия, причём реалистичная: человечество на самом деле изменилось, но совсем не так, как обычно прогнозируется современными фантастами. По сути, «Вне корпорации» — первая книга, авторы которой смогли решить проблему ухода в сверхдостоверную «виртуальную реальность» вполне действенными методами. Но, помимо говоря, важны и главные герои, и тут Коллинов также стоит отметить. Поначалу склонив симпатии читателей на сторону Корда, они не просто противопоставляют ему врага из корпорации, а развивают в самых неожиданных направлениях характеры обоих героев. Мерзкий корпоративный типус может стремиться спасти мир, а Корд способен этот мир разрушать — желая вроде как всего самого лучшего. В результате на протяжении романа постоянно ловишь себя на мысли: а кому надо сопереживать? Кто из героев прав? А вот на второстепенных персонажах авторы явно отдохнули: они даны пунктирно, проявляют себя лишь во взаимодействиях с протагонистами. Часть массовки вообще потерялась по дороге к финалу. Впрочем, Коллины всем до единого эпизодическим «актёрам» подарили хотя бы по одной яркой черте. «Нет скучным героям!» — это, пожалуй, не менее важный принцип соавторов, нежели «свобода превыше всего!» Из-за последнего, кстати роман в 2010 году выиграл премию «Прометей», которую вручают за «исследование возможностей свободного будущего, борьбу за права человека, драматизацию вечного конфликта между индивидуумами и правительством, критический анализ трагических последствий злоупотребления властью». Всего этого в романе, мягко говоря, в избытке.








наверх