Авторизация:



ИНФОРМАЦИЯ О КНИГЕ

Великий Кофта - Гёте Иоганн

Великий Кофта

Автор: Гёте Иоганн

Жанр: драматургия

Владелец: фонд библиотеки

Год:

Формат книги: FB2

Размер файла: 81.38 кб

Внесён в базу библиотеки: 07.10.2012

рекомендации читателей

читать онлайнскачать книгу

В 1785 году Европу потрясло сенсационное дело о бриллиантовом ожерелье, происшедшее при дворе французского короля. Страсбургский епископ кардинал де Роган, будучи посланником французского короля Людовика XV в Вене, вызвал неудовольствие австрийской императрицы Марии-Терезии и ее дочери Марии-Антуанетты, ставшей женой французского наследника престола. Роган был отозван из Вены; когда Мария-Антуанетта стала французской королевой, он оказался в немилости при дворе. Его любовница графиня Жанна де ла Мотт (графский титул её мужа был сомнительным) взялась помирить кардинала с королевой. Она советовала ему подарить королеве бриллиантовое ожерелье, иметь которое та будто бы давно желала. Жанна устроила переписку между королевой и Роганом. Письма королевы, в которых высказывалась благосклонность кардиналу, сочиняла сама Жанна, подделывал почерк Марии-Антуанетты.
Два парижских ювелира владели бриллиантовым ожерельем, стоившим 1900 тысяч ливров. Кардинал вступил в ними в соглашение, что купит его в рассрочку. Ювелирам были показаны мнимые письма королевы, что служило гарантией уплаты. После первого взноса и получения ожерелья муж Жанны де ла Мотт скрылся с ним в Лондон. Ювелиры обратились к королеве с просьбой помочь получить второй взнос, и тогда весь обман был вскрыт. Виновных арестовали, и дело о них было передано парижскому парламенту (тогда выполнявшему функцию суда). Графиня де ла Мотт была осуждена на тюремное заключение, но сумела бежать. Кардинала оправдали, так как он оказался игрушкой в руках аферистов. Роль королевы осталась неясной.
Обнародование этой истории произвело на Гёте большое впечатление. Впоследствии он говорил своему секретарю Эккерману, что сюжет пьесы «имеет не только моральное, но и большое историческое значение; факт непосредственно предшествует французской революции и стоит в тесной связи с её ближайшими поводами. Королева, так сильно запутавшаяся в роковой истории с ожерельем, потеряла своё достоинство, потеряла уважение к себе и утратила в глазах народа позицию, которая делала её неприкосновенной».
В нашумевшем деле о бриллиантовом ожерелье был в числе прочих замешан известный авантюрист самозваный граф Калиостро, подлинное имя которого было Джузеппе Бальзамо. Сын крестьян из Палермо, начав со службы аптекарем в итальянском монастыре, он стал выдавать себя за аристократа и представлялся алхимиком, умеющим превращать свинец в золото, и врачом, способным творить чудеса. Ему удалось войти в доверие ко многим высокопоставленным лицам. Деятельность Калиостро распространилась по всей Европе, он проник также в Египет, Аравию и Персию. За участие в истории с бриллиантовым ожерельем Калиостро был заточён в Бастилию. Оказавшись затем в Италии, он был осуждён там как еретик и умер в римской тюрьме.
Личностью Калиостро Гёте заинтересовался в связи с его мнимыми чудесами, которые он якобы совершал. Гёте поражало то, что в век, провозгласивший разум высшей силой жизни, в эпоху уже названной Просвещением, оказалось возможным невежественное легковерие.
Соединив два мотива авантюризм и шарлатанство, Гёте намеревался сначала создать либретто для комической оперы, название которой должно было быть «Мистифицированные». Гёте даже нашел по возвращении в Веймар композитора для своего произведения, И.-Ф. Райхардта, положившего на музыку уже готовые тексты Гёте. «Кофтские песни», однако не вошли в окончательный текст комедии, ибо Гёте изменил своё намерение и создал на избранный им сюжет комедию нравов.
«Великий Кофта» — злободневная пьеса. Гёте построил её действие на ранее опубликованных в печати сведениях о процессе. Так как участники скандального происшествия с бриллиантовым ожерельем были живы, он изменил их имена. В его пьесе действующие лица обозначены как Принцесса (Мария-Антуанетта), Каноник (кардинал де Роган), Маркиз и Маркиза (граф и графиня де ла Мотт). Гёте снизил ранг и положение некоторых действующих лиц. У него не королева, а владетельная принцесса, не кардинал а каноник католического кафедрального собора. Читателю может показаться странным, что, хотя действие происходит во Франции, среди персонажей швейцарские солдаты во главе с полковником. В XVIII веке швейцарцы шли в наёмные солдаты; им больше доверяли охрану высокопоставленных лиц, чем французам. Они составляли королевскую гвардию и выполняли также и полицейские функции.
Иоганн Гёте изображает в своей комедии «Великий Кофта» нравственное разложение аристократической среды, являвшееся одним из симптомов кризиса феодальной монархии. Ограничив действие узким кругом лиц, он сумел, однако, создать выразительные типы дворян, подлинных и мнимых, живущих в атмосфере разврата, обмана, интриг. Гёте весьма выразительно показал духовный разброд в этой среде. С одной стороны, трезвый и расчетливый практицизм, с другой — вера в мистику и чудеса, эксплуатируемая ловкими проходимцами.
В XVIII веке было очень широко распространено движение тайных обществ — так называемых «вольных каменщиков» или «франкмасонов». Они ставили целью нравственное облагораживание человечества, распространение идеала братской любви, равенства и взаимопомощи. Действующие лица комедии также рассуждают на эту тему, но, зная их поступки, читатель имеет возможность убедиться в том, что они лицемерно прикрывают своё неблаговидное поведение высоконравственными рассуждениями. Масоны имели разработанный церемониал и обставляли свою деятельность таинственностью. Они прибегали также к разным магическим обрядам.


Чтобы начать читать онлайн произведение "Великий Кофта" используя наш облачный ридер электронных книг просто нажмите кнопку "читать онлайн". Ридер с текстом откроется в отдельном окне.


avatar Совёнок
Хранитель библиотеки
Только зарегистрированые пользователи могут оставлять рецензии к книгам.








наверх