Авторизация:
ИНФОРМАЦИЯ О КНИГЕ
Женщина в чёрном
Автор: Хилл Сьюзен
Жанр: ужасы
Владелец: фонд библиотеки
Год:
Формат книги: FB2
Размер файла: 140.05 кб
Внесён в базу библиотеки: 27.06.2012
Молодой поверенный Артур Киппс приезжает в отдалённую английскую провинцию, чтобы навести порядок в бумагах покойной клиентки, обитательницы уединённого особняка. На похоронах Артур замечает женщину в старинном чёрном наряде — и вскоре понимает, что он не единственный, кто её видел, и что с женщиной связана какая-то тайна… «Рассказы о привидениях» — давний и уважаемый жанр в английской литературе. Так получилось, что именно англичане Хорас Уолпол и Анна Радклифф изобрели «готический роман» — атмосферное повествование о загадочных событиях, обычно в декорациях древних замков и живописных старинных кладбищ. Привидения и прочие мистические явления — обязательная составляющая такой прозы. Жанр оценили писатели-романтики, однако в эпоху реализма этими «детскими страшилками» перестал интересоваться, кажется, весь мир, кроме англичан. В наше время подобный жанр воспринимается как музейный экспонат: мы привыкли к иным ужастикам, тягучее старинное повествование нас уже не напугает так, как безотказное «бу!» из-за угла. Читателю старинной готики или хотя бы современных стилизаций под неё требуется умение полностью погрузиться в текст и поверить ему, каким бы наивным он ни казался. Тогда леденящий душу ужас не заставит себя ждать. Роман Сьюзен Хилл, возможно, и не был бы издан у нас, если бы недавно не вышла его экранизация — примечательная лишь тем, что в главной роли снялся Дэниэл Рэдклифф, незабвенный Гарри Поттер. Впрочем, фильм далёк от книги — он переполнен стандартными шаблонами кинохорроров, в то время как роман тоньше и изысканнее. Акцент в нём делается на внутреннем состоянии человека, впервые в жизни столкнувшегося с необъяснимым явлением. Это история о том, как неумолимое потустороннее зло способно навсегда изменить человека, более того — сломать его. Наивный Артур проходит через все стадии осознания Невероятного: от уверенности в том, что происходящее можно объяснить естественными причинами, до восприятия страшной правды и желания, чтобы её никогда не существовало. Автор постепенно нагнетает атмосферу. В начале романа мы встречаем зрелого Артура, отца большого семейства и хозяина собственного особняка. Из кое-каких намёков мы понимаем, что его личная «история с привидением» закончилась трагически, и дальнейшее повествование для нас уже осенено «печатью Рока», как и положено в настоящем готическом романе. Позже, когда Артур встречает женщину в чёрном, но ещё не знает, кто она, героя вместе с читателем изводят глухим молчанием жителей городка, для которых это явление неизбежно, как прилив и отлив. Наконец, когда наступает развязка, мы понимаем, что на самом деле ничего не закончилось. Это в голливудском триллере герой сумел бы успокоить привидение навсегда. В мире готического хоррора царят другие законы. Место действия книги идеально подходит для историй подобного рода — это отдалённый особняк Ил-Марш на болотах, по соседству с развалинами аббатства и старым кладбищем. Добраться сюда можно только во время отлива, а в прилив особняк отрезан от мира. Разумеется, Артур допустил типичную для героев ужастика ошибку, оставшись здесь ночевать, но если бы он этого не сделал, то не сумел бы реконструировать историю женщины в чёрном. А сама эта история, к сожалению, самое слабое место романа: она чересчур проста и даже сентиментальна. Впрочем, главное здесь — не сюжет, а атмосфера и эмоции. Интересно, что время действия можно определить далеко не сразу. Вначале из-за витиеватости стиля кажется, что речь пойдёт о викторианской эпохе, однако позже в романе появляются автомобили и велосипеды. Автор не заботится и о второстепенных персонажах — они набросаны крупными мазками и в основном нужны лишь затем, чтобы посвятить героя в тайну, при этом толком ничего не говоря. Причина их молчания в романе будет раскрыта; кстати, и она тоже довольно проста. Однако автору, по-видимому, важно, чтобы читатель как можно полнее ассоциировал себя именно с Артуром Киппсом и переживал все его эмоции. Ведь как герой, так и читатель попадают на неизведанную территорию простого, но действенного готического ужаса. Мало никому не покажется!
автор название книги
Причем, что интересно: люди верующие часто проживают жизнь, как стихийные атеисты. В быту они совсем не думают о своем Боге. Они думают о том, что вот нужно купить карточку для оплаты в метро, чтобы съездить в Автозапчасти за ШРУСом для своего старого Ниссана. Они думают об обеде и о деньгах, о двойке сына, о начальственной выволочке... О том, что нужно перепрыгнуть вот эту лужу, чтобы не намочить ноги. Бегут в аптеку за парацетамолом... Никто не молится: Господи, перенеси меня через лужу, вылечи меня от гриппа!.. И только когда совсем приспичит так, что самому себе помочь сложно, вдруг вспоминают о покровителе, который заснул он там, что ли? оказывается, не замечает всех бед конкретной личности. А раз так, не мешало бы побеспокоить его молитовкой. Авось, поможет. Чай, не по пустякам тревожим! Как правило, не помогает. Но зато уж если случается удача... О-о! Это, конечно. Бог помог! Кому же еще?..