Авторизация:



ИНФОРМАЦИЯ О КНИГЕ

Исповедь молодой девушки - Санд Жорж

Исповедь молодой девушки

Автор: Санд Жорж

Жанр: классическая проза

Владелец: фонд библиотеки

Год:

Формат книги: FB2

Размер файла: 385.61 кб

Внесён в базу библиотеки: 24.09.2012

рекомендации читателей

читать онлайнскачать книгу

Впервые роман «Исповедь молодой девушки» опубликовал журнал «Ревю де дё монд». Его печатали по главам с августа по ноябрь 1864 года а через год книга вышла отдельным изданием в двух томах.
«Исповедь молодой девушки» — образец позднего творчества Жорж Санд, для которого характерно сочетание элементов приключенческого и психологического романа. История похищения ребёнка, которая и легла в основу сюжета «Исповеди…» придаёт роману остроту, но не исчерпывает его содержания. Тайна происхождения Люсьены раскрывается лишь на последних страницах, а события предшествующие этому, важны не только как этапы движения к развязке, а прежде всего как история интеллектуального и нравственного формирования личности. В романе поставлены важные для второй половины XIX века вопросы: о борьбе между позитивизмом и идеализмом, о религии, веротерпимости и свободе воли, воспитании, национальном характере, о счастье и долге, об аристократии, справедливости и правосудии…
В центре романа — проблема психологическая. Героиня романа сама говорит о «странном смешении стоицизма и поэзии» в своём характере. Это объясняется её воспитанием, а также атмосферой тайны, которой были окружены годы её детства. Единственным наставником Люсьены был Фрюманс, доморощенный философ и чудак, чьи интересы заключались в сфере духовной жизни. Благодаря чтению книг из числа которых он предпочитает античных стоиков и уединённым размышлениям, Фрюманс вырабатывает своеобразную философию, в которой нет места традиционной вере в Бога, но есть понятие непреложного нравственного закона, который он понимает как «стремление к добру». По его мнению прилагать усилия ради материальных благ — лишёно всякого смысла, а извлекать выгоду из своих обширных и глубоких познаний, «продавая науку» — недостойно. Высшим долгом он считает преданность близким, и выполнение этого долга даёт ему внутренний покой.
Именно благодаря такому наставнику, как Фрюманс, в Люсьене пробудился интеллект и самостоятельность мысли, а это уберегло ее от опасности уподобиться остальным воспитанницам «образцовой» гувернантки мисс Эйгер Бернс, чья роль определяется традиционным взглядом на воспитание женщин: благородной девице не требуется серьезное образование, для нее важнее изящные манеры и умение оживить салонный разговор. Подобная точка зрения опровергается в романе Жорж Санд.
Вначале Люсьена была только внимательной ученицей Фрюманса. Но скоро её самостоятельная мысль устремляется по иному пути. Люсьена не перестает ценить в своём наставнике бескорыстие и терпимость к чужим убеждениям, познания и ум, но находит его философию «холодной». То, что ей немногим ранее казалось широтой взглядов, теперь представлялось отсутствием настоящей убеждённости. И в самом деле, Фрюманс скептически относится ко всему, что находится за пределами его внутреннего мира, замкнутого в кругу вечных идеалов, которые он нашел у античных мыслителей. Для него непостижима идея прогресса. История представляется ему движением по кругу, в событиях современной жизни он видит повторение прошлого и потому не отвлекается ради них от своих размышлений о мудрости древних. Фрюманс живёт в полном согласии с самим собой и чувствует себя свободным и счастливым. Он чужд неудовлетворенности и стремления к совершенствованию, и в этом Люсьена видит ограниченность его мировосприятия.
В годы Империи и Реставрации, когда происходит действие романа, вопрос о прогрессе и традициях прошлого стоял остро во всех сферах мысли и искусства. Фрюманс с его холодным скептицизмом остаётся в стороне от передовых тенденций, которым всегда сочувствовала Жорж Санд. В эпоху Второй империи, когда она пишет свой роман, идеи совершенствования и стремления к идеалу стали особенно важны для неё, как возражение вульгарному «здравому смыслу» добропорядочных буржуа середины века. Один только стоицизм не способен удовлетворить Жорж Санд. Она неустанно ищет средств оживить в современниках веру в возможность общественного и нравственного прогресса. Поэтому она ведёт свою героиню по пути преодоления скептицизма. «Поэзия» и «мечтательность» дополняющие стоицизм в мировосприятии Люсьены, — это и есть вера в идеал, дающая ей нравственную силу и возвышающая её над теми, чьи жизненные принципы не идут дальше материальной выгоды или эгоистического честолюбия.
В убеждениях Люсьены обнаруживается ненавистный для буржуа второй половины XIX века «романтизм». Слово «романтизм» превратилось к этому времени в психологическую характеристику, в понятие, противоположное предпринимательской трезвости и бездуховному позитивизму. Вопреки настроениям, Жорж Санд в таком «романтизме» видит отражение реальных потребностей эпохи и начало социального совершенствования.
Одна из важнейших проблем романа — проблема аристократии — решается в своеобразном поединке Люсьены и леди Вудклиф. Знатная английская дама, вдова маркиза де Валанжи, одержима желанием узаконить присвоенный её мужем титул маркиза и ради цели не стесняется в средствах. Вопрос об аристократии, актуальный во Франции 50-60-х годов, стоял в центре романа Жорж Санд «Маркиз де Вильмер» и по-прежнему интересует её. Дворянство утратило роль в обществе, но привлекает «новую аристократию», то есть разбогатевших буржуа, благородными именами и титулами. В погоню за титулами в романе «Исповедь молодой девушки» вовлечены и знатная английская дама леди Вудклиф, и провинциальная мещанка госпожа Капфорт. Мариус де Валанжи, который страдает от бедности и видит счастье в беззаботной жизни, соглашается на сделку, выгодную для обеих сторон: Галатея Капфорт, став его женой, получает дворянское имя, а он — свободу от необходимости трудиться и считать каждую копейку. Для Люсьены погоня за титулами представляется лишь пустым тщеславием, и даже перспектива потерять дворянское имя её не страшит. Жорж Санд была воспитана в аристократической среде, но, помня, что её мать по происхождению крестьянка, считала себя представительницей низших классов. Демократические убеждения Жорж Санд не ослабевают и в последний период её жизни, в годы реакционного режима империи Наполеона III. Поэтому она приводит свою героиню к решению отказаться от дворянского титула и состояния и жить своим трудом.
Новое существование — начавшееся для Люсьены с самопожертвования, заполнено повседневным трудом, но она вовсе не чувствует унижения, которого раньше так опасалась. Сознание полезности своего труда внушает ей гордость и уважение к себе. Смысл жизни Люсьена видит теперь в том, чтобы посвятить себя людям, чью любовь и преданность она раньше принимала лишь как должное. Люсьена лишается имени и средств к существованию, но одерживает моральную победу в поединке с богатством и знатностью. В судьбе Люсьены торжествуют демократическое начало и высокие нравственные принципы, и это возвышает ее над обществом провинциальных аристократов, для которых мотивы ее поступка остаются непостижимыми.
Таким образом, приключенческий сюжет помогает Жорж Санд отчетливо выразить основные мысли романа и поставить важные общественные проблемы, преломив их через индивидуальное сознание героев. По существу, и в своём позднем творчестве Жорж Санд остается верна идее искусства, служащего целям социального совершенствования, хотя возможность общественного прогресса она связывает теперь в первую очередь с нравственным перевоспитанием людей, с перестройкой их психологии.
На русском языке «Исповедь молодой девушки» публиковалась трижды: первый русский перевод романа вышел в серии «Библиотека лучших иностранных романов», 1865, вып. 3–8, затем в 1898 году он вошел в 15-й том Собрания сочинений Жорж Санд (издание Г.Ф. Пантелеева), затем в Собрание сочинений в 1974 году.


Чтобы начать читать онлайн произведение "Исповедь молодой девушки" используя наш облачный ридер электронных книг просто нажмите кнопку "читать онлайн". Ридер с текстом откроется в отдельном окне.


avatar Совёнок
Хранитель библиотеки
Только зарегистрированые пользователи могут оставлять рецензии к книгам.








наверх