Авторизация:
ИНФОРМАЦИЯ О КНИГЕ
Сатир, или Обоготворённый леший
Автор: Гёте Иоганн
Жанр: драматургия
Владелец: фонд библиотеки
Год:
Формат книги: FB2
Размер файла: 20.72 кб
Внесён в базу библиотеки: 11.07.2012
Маленькая сатирическая пьеса «Сатир или Обоготворённый леший» относится к периоду «Бури и натиска». Она близка по духу фарсу «Боги, герои и Виланд». В годы «Бури и натиска» Гёте глубоко воспринял идеи Жан-Жака Руссо, который противопоставил буржуазно-монархической цивилизации опрощение и возврат к природе. Однако он не был безоговорочным приверженцем этого учения. «Сатир, или Обоготворенный леший» — критика крайностей некоторых последователей руссоизма, доводивших идею возврата к природе до оправдания любой дикости. Вместе с тем «Сатир…» и пародия на мнимых «пророков», оправдывающих свои низменные стремления высокими принципами. Сам Гёте определил эту драму как одно из проявлений его «божественной юношеской дерзости». «Сатир» написан в конце лета 1773 года. Отдельные мотивы отражают влияние разных литературных произведений: шутливой пьески Ганса Сакса «Лесной брат и сатир», «Тартюфа» Мольера и комедии француза Шарля Палиссо «Философы». Последнюю из этих пьес Гёте видел в юности, и ему запомнилась «фигура философа, который ползает на четвереньках и грызет сырой кочан салата». Гёте рассказывает в автобиографии что друг его Мерк обратил его внимание «на тех, кто, не обладая большими талантами, добивается влияния и умеет посредством обширных связей, что называется, выйти в люди». Одного такого типа, «дельного и напористого», Гёте, по его словам, изобразил в «Сатире, или Обоготворённом лешем». Указание на то, что главный персонаж имел реальный прототип, привлекло внимание гётеведов. Не случайно Гёте опубликовал эту сатиру лишь тридцать четыре года спустя после написания, в девятом томе 20-томного издания своих сочинений; задержка публикации была, надо полагать, вызвана тем, что Гёте не хотел задеть того, кто мог бы узнать себя в Сатире. Когда издание появилось в печати, многих из прежних друзей и знакомых Гёте уже не было в живых. Кто из друзей (или врагов) послужил прототипом Сатира, едва ли когда-либо будет окончательно выяснено. Большинство комментаторов сошлось на том, что Гёте, создавая этот образ, осмеял некоторые черты личности Гердера, что вполне вероятно, если вспомнить неровные отношения Гёте с его старшим другом. Выдвинутое в 1949 году Ф.-И. Шнайдером предположение, что прототип Сатира не кто иной, как А.-С. фон Гуэ, с которым Гёте общался, — вряд ли заслуживает серьезного внимания: фон Гуэ, каким он изображен в «Поэзии и правде», едва ли мог вдохновить Гёте на его блестящую шутку. Скорее всего Сатир — не портрет, а обобщение, содержащее черты разных людей. Важнее установления прототипов литературная, точнее поэтическая сторона фарса. Сатира и гротеск сочетаются в нём с экспериментаторством в стихотворной речи. Гёте применил здесь народный рифмованный стих «книттельферс». Где-то в то же время происходила работа над первыми набросками «Фауста», где также применена эта форма стиха, доведенная Гёте до совершенства. Своеобразной является тональность пьесы, в которой неожиданны и тонки переходы от серьёзности к иронии и насмешке.
автор название книги
Таким образом, зарплата (уровень доходов) создает не только меру потребления, но и представляет собой оценку со стороны общества полезности личного труда. Награды, премии, авторские вознаграждения все это проявления этой функции денег. И эта функция необычайно важна. Ведь человек - общественное существо, и он нуждается в оценке и поощрении. Большая зарплата, большой доход зачастую не означают и большую меру потребления. Для многих это прежде всего оценка их труда, их самих как личности. Деньги и есть такой универсальный измеритель ценности человека.