Книжная лавка библиотеки "ПАПИРУС"

 Авторизация:



КНИЖНАЯ ЛАВКА

avatar Совёнок
Хранитель библиотеки
Добро пожаловать в книжную лавку библиотеки "ПАПИРУС".
Если вам понравилась какая-то книга из нашей базы электронных произведений, вы можете приобрести бумажный вариант тут.
Покупая книгу, вы также финансово способствуете развитию нашего проекта.

Книжная лавка библиотеки "ПАПИРУС"

Чайковски Адриан
Чернь и золото
    Империя осоидов (людей-ос) постепенно подбирается к границам независимых городов-государств Нижних Земель, но никто из их обитателей не желает даже думать о возможности войны. Только Стенвольд, наблюдавший лично за падением одного из далёких городов, понимает, что осталось совсем мало времени до вторжения, и потому готовит группы сопротивления для отпора врагу… Любители классификаций делят фэнтези на эпик, героику, «тёмное», «женское» и прочие бесчисленные вариации. Но критерии неточны и ближе к абстрактному литературоведению, нежели к реальной практике. Хотя можно попытаться классифицировать фэнтези, отталкиваясь от его персонажей. При таком делении окажется, что по вполне понятной причине подавляющее число фэнтезийных романов повествуют о людях, и не важно, зовутся они при этом орками или эльфами. Психология остаётся человеческой, авторы расписывают привычными красками чувства своих героев — бескорыстие, любовь или жуткое негодяйство. Герои понятны и близки, им сопереживаешь, их чувствуешь. А вот обратная ситуация — когда персонажи исходно чужды читателю — случается реже. И вот на первое место выходит цель такого подхода. Когда автор использует его осознанно, выходят шедевры, но чаще отстранённость получается случайно, и потенциально интересный текст просто отталкивает от себя читателя. Так, увы, случалось и с романом Андриана Чайковски… Отличная задумка о мире, чьи обитатели возникли как плод генетического смешения людей и насекомых, в результате свелась к приключениям странных созданий, которые хоть и говорят о свободе, защите своих прав, любви, — но на каком-то своём языке, вкладывая в эти понятия не совсем то, что мы с вами. Если бы персонажей можно было хоть как-то привязать к историческому прошлому, то было бы проще, но нет — мир «Черни и золота» не имеет чёткой или даже приблизительной аналогии с нашим. Кстати, именно мир и народы, его населяющие, — это то, что не позволяет сразу отнести роман к посредственным образчикам фэнтезийного жанра. Столь необычные обитатели ранее встречались разве что в научной фантастике. Населяющие придуманный Чайковски мир люди-богомолы, люди-жуки, люди-стрекозы и так далее — огромное количество действительно разных рас, у каждой из которых собственные возможности и склонности, основанные на способностях «прародителей»-насекомых. Богомолы — лучшие бойцы, муравьины владеют телепатией, осоиды или дети Ночного Мотылька летают без всяких технических приспособлений. Особенно радует, что Чайковски не скатился в лекционные описания (как это очень любят делать многие авторы российского фэнтези). Обо всех особенностях мироздания и его обитателей читатель узнаёт по ходу весьма динамического повествования. Есть у романа и ещё один плюс. Хотя поначалу кажется, что перед нами — очередная история о борьбе свободолюбивых демократов со злобными имперцами, постепенно становится ясно, что жизнь в царстве осоидов не столь уж страшна, как казалось поначалу. И покорённые народы занимают в империи заметное место, и сами осоиды бывают весьма достойными личностями — по-своему честными, благородными, безоговорочно любящими свою родину. И вот тут начинает играть главную роль уже упомянутый основной недостаток книги: так как сопереживать чуждым нам положительным героям по-настоящему не получается, читатель становится лишь сторонним наблюдателем, который способен холодно задуматься: а точно ли захват свободных земель Империей есть Зло? А может, это очередной необратимый исторический процесс и именно так к нему стоит относиться?









наверх