Авторизация:
ИНФОРМАЦИЯ О КНИГЕ
Антология «Дракула»
Автор: Холдер Нэнси
Жанр: ужасы
Владелец: фонд библиотеки
Год:
Формат книги: FB2
Размер файла: 658.8 кб
Внесён в базу библиотеки: 28.10.2012
Граф Дракула умер, убит доктором Ван Хельсингом и Джоном Харкером — и в то же время бессмертен, как мафия в известной киноцитате. Но только по своей вампирской природе — как носферату, не-мёртвый. Но и благодаря усилиям сотен подражателей и последователей Брэма Стокера, упорно воскрешающих графа на протяжении ста с лишним лет. Лучшие из этих рассказов вошли в тематическую антологию, подготовленную знаменитым британским редактором-составителем Стивеном Джонсом. В галерее всемирно известных монстров граф Дракула занимает одно из самых почётных мест: зловещая фигура в чёрном плаще облагораживает собой любой пейзаж. Но особенно по душе граф пришёлся американцам — разумеется, только после того, как появился на большом экране. Дракула — романтический изгой, воплощение всего того, о чём мечтал обыватель накануне Великой Депрессии. Он обладатель несметных сокровищ, жёсткий правитель, знающий толк в развлечениях, любимец женщин, подлинный аристократ… Настоящий альфа-самец с безупречными манерами, воплощение поздневикторианского духа, уже несущего в себе семена распада. Бессмертный, что немаловажно, и известный на всю Ойкумену, спасибо мистеру Стокеру. Не удивительно, что многие авторы, подвизавшиеся на ниве «литературы ужасов», спешат воздать должное Владу Цепешу — ну и отчасти приобщиться к его славе. Известнейший кровосос в европейской истории, граф Дракула стал идеальным донором для писателей, исчерпавших источник вдохновения. Одним своим присутствием он оживляет любой сюжет, каким бы безнадёжным — архаичным, глуповатым, банальным — тот ни казался. Рецепт чудодейственного снадобья прост: берём первую попавшуюся историю, примешиваем щепотку Дракулы и — вуаля! — становимся соавторами классика… Хотя бы чуть-чуть, понарошку. Антология Стивена Джонса «Дракула» (в оригинале она называется далеко не так лаконично) была подготовлена к столетию со дня выхода знаменитого романа Стокера. Ну что ж, событие знаменательное, в своём роде переломное для всего мирового хоррора, грех было не отметить. В сборнике аккуратно перемешаны рассказы, специально написанные для этого проекта и позаимствованные из объёмистых архивов англо-американской «дракулианы». Увы, авторы не на все сто раскрыли потенциал темы. Граф Дракула — человек-оркестр. То есть не человек, конечно, но вы меня поняли. В рассказах антологии он коллекционирует запретные книги («Библиотека Дракулы» Кристофера Фаулера), сам или в лице своих наследников принимает участие в съёмках сомнительных киношедевров («Зак Фаланг — Влад Цепеш» Брайана Ламли, «Дракула» Френсиса Форда Копполы» Кима Ньюмена), курит травку вместе с Тимоти Лири («Помешанный на крови» Нэнси Холдер), пытается продвинуть на рынок новые синтетические наркотики («контроль качества» Брайана Стэблфорда), вовсю лютует в постколониальной Африке («Дети долгой ночи» Лизы Мортон, «Мбо» Николаса Ройла, «Худшее место на Земле» Пола Макоули), разъезжает в инвалидном кресле («Волонтёры» Терри Лэмси), пытается свести счёты с жизнью из-за несчастной любви («Депрессия» Роберта Лэннес)… В общем, пробует себя во всех областях человеческой жизни. Куда ни плюнь — всюду Дракула доброжелательно скалит из полумрака блестящие клыки. Однако главная беда графа в том, что он блестяще сливается с фоном, моментально теряется среди декораций — таково уж родовое проклятие великого вампира. Образ Дракулы лишён выразительности: всё, что мы знаем о его характере, взглядах и убеждениях, мечтах и страхах, сводится к нескольким ярким, но заезженным штампам. И винить в этом участников антологии бессмысленно. Развитие характеров Джона Хакера и Мины интересовало Брэма Стокера гораздо сильнее, даже о внутреннем мире Ван Хельсинга мы можем узнать из «Дракулы» куда больше, чем о заглавном персонаже. Нашим современникам остаётся играть теми картами, что достались им по наследству. Граф — очень удобная фигура для писателя. Как из мягкой глины, из него можно вылепить что угодно — шута и короля, хищника и жертву. Каждый второй участник антологии стремится перещеголять коллег, загнав героя в экстремальные обстоятельства. Бессмертный вампир меняет амплуа, как перчатки, путешествует по всему земному шару, влипает в глупейшие авантюры, то пытается легализоваться, то гоняется за случайными свидетелями своих преступлений против человечества… Но опознать в этой фигуре Влада Цепеша можно только по внешним признакам (плащ, клыки) да по паре фраз, позаимствованных из знаменитого романа. Самые одарённые авторы сборника — Рэмси Кэмпбелл, Ким Ньюмен, Пол Макоули — явно чувствуют это, и потому главные роли они доверяют другим персонажам. Любые попытки переиграть старую пьесу, показать, что Влад Дракула вовсе не таков, каким мы его знали, обречены на провал: ведь по большому счёту мы не знали стокеровского графа вовсе…
автор название книги
Распространяясь на умы, сложная теория всегда редуцируется до примитивного лозунга. Профанируется. Собственно говоря, смысловая редукция это плата за широту охвата. Теория полностью выхолащивается, атрофируется, зато миллионные армии сторонников готовы идти в бой. И проливаются кровь и слезы... Идеи французских просветителей сначала превращаются в красивый лозунг «Свобода, равенство и братство», а затем в кровавую баню. Толстенный том экономической работы о прибавочной стоимости сначала превращается в «Грабь награбленное», а потом закономерно перетекает в террор и концлагеря. Непротивление злу насилием, требование возлюбить своих врагов и подставить бьющему вторую щеку (казалось бы, уж куда пацифичней!) полыхает по Европе кострами инквизиции.